Форум » Прекрасная Франция » Пока на белом свете есть ГАСКОНЬ!!! » Ответить

Пока на белом свете есть ГАСКОНЬ!!!

Анна Винтер: Открываю тему с удовольствием! Да еще и по просьбам гасконцев и аланцев!))

Ответов - 13

Анна Винтер: Страна Басков Страна́ Ба́сков (исп. País Vasco, баск. Euskadi), Баско́ния — Автономное Сообщество на севере Испании. Столица — Витория-Гастейс. Автономное Сообщество является частью одноимённого исторического региона, территория которого распространяется также на Автономное Сообщество Наварра (тождественное одноименной испанской провинции) и Северную Страну Басков на юге Франции. История Страны Басков О доисторической эпохе см. статью Страна Басков в доисторическую эпоху. С I в. до н.э. вплоть до середины V в. н.э. территория, заселённая басками, была номинально подвластна Риму. Реально же, из-за гористого характера местности, римлянам удалось проникнуть только в провинцию Алава, что позволило Стране Басков сохранить свой язык и национальную самобытность. Три баскские провинции, ныне составляющие эту область, объединились лишь в XIX веке, во время Карлистских войн. В период господства вестготов, а позже арабов на Пиренейском полуострове, большая часть Баскских земель оставалась независимой и сделалась оплотом Реконкисты. В 893 году арабский географ Аль-Якуби упоминал в своём труде народы Аль-Баскунас (баски) и Аль-Джаскас (гасконцы), непокорившиеся арабам. В 11—15 веках государства басков — под властью Наварры, Кастилии; в конце XV — начале XVI вв. вошли в состав единого Испанского государства, сохраняя до 1876 года некоторую автономию. Однако, в 1876 году, после разгрома Карлистского движения (в котором активно участвовали баски, каталонцы и жители Ла-Манчи), Страна Басков была лишена своих фуэрос. Баскская молодёжь постепенно отступалась от исповедуемой карлистами консервативно-национальной идеологии. Ей на смену пришёл левый национализм, на социалистической платформе... После победы Народного фронта в 1936 году, был создан автономный район, названный Страной Басков. Большая часть басков сражалась против Франко; некоторая часть (главным образом, Карлисты) - на его стороне. С падением республики в 1939 г., Страна Басков была лишена самоуправления. В 1953 г. студенты Университета Бильбао создали подпольную организацию "Экин" (в переводе: "Держаться!"), поставившую своей целью объединение всех Баскских земель (в т.ч. Северной Страны Басков) в единое суверенное государство. При Хуане Карлосе I, в соответствии с конституцией 1978 года, Страна Басков получила сначала временную, а с января 1980 года - постоянную автономию. В 1979 г. в городе Лехона был основан Университет Страны Басков. В августе 1992 г. баскская лево-националистическая партия Эрри Батасуна (Herri Batasuna) и Союз Наваррских Народов подняли вопрос о присоединении Наварры к Автономному Сообществу Страна Басков - но идея так и не была реализована. Природа Страна Басков занимает восточную часть Кантабрийских гор (Баскские горы), высотой 1000—1500 м. К Бискайскому заливу горы постепенно снижаются, образуя холмистую береговую полосу, изрезанную заливами и бухтами. Климат умеренный, морской. В городе Бильбао средняя температура января +8,7 °C, средняя температура августа +21,3 °C, осадков 1230 мм в год. Реки коротки, но полноводны. Языки В Стране Басков используются как испанский так и баскский языки, последний является исконным для этого региона. Баскский язык, в отличие от остальных языков Испании, не относится к романским и вообще к индоевропейским… В 1801 году этнолингвистическую экспедицию в Страну Басков совершил Вильгельм фон Гумбольдт. Научным её итогом явилась книга «Баски, или замечания, сделанные во время путешествия по Бискайе и французским Баскским областям весной 1801 года, вместе с исследованиями о баскском языке и нации и кратким изложением баскской грамматики и словарного запаса»… Согласно переписи 2001 г. 32,2 % жителей Страны Басков понимают и общаются на двух языках; 49,6 % — общаются только на испанском; и 18,2 % — знают баскский, но всё же говорят на испанском. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%E0%ED%E0_%C1%E0%F1%EA%EE%E2 Леса из дуба, каштана, бука и др.

Анна Винтер: Знаменитые баски Хочется начать именно с этого человека. Удивительно, но Страна Басков имеет к нему непосредственное отношение. Может быть именно из-за принадлежности к этому народу у этого легендарного спортсмена была такая сила духа и воля! Итак: Харламов, Валерий Борисович Вале́рий Бори́сович Харла́мов (14 января 1948, Москва — 27 августа 1981, вблизи Солнечногорска, Московская область) — выдающийся советский хоккеист, нападающий команды ЦСКА (1967—1981) и сборной СССР (1969—1980), заслуженный мастер спорта СССР (1969). 2-кратный олимпийский чемпион (1972, 1976) и 8-кратный чемпион мира. Лучший хоккеист СССР (1972, 1973). Один из ведущих хоккеистов СССР 1970-х годов, получивший признание как в своей стране, так и за её пределами. Канадцы дали ему прозвище "Мистер русский хоккей". Рождение Отец — Борис Сергеевич Харламов — по национальности русский, слесарь-испытатель на московском заводе «Коммунар». Мать, по национальности басконка из города Бильбао, настоящее имя Кармен Ориве-Абад (Carmen Orive Abad, по-домашнему Begoña, Бегония), в 1937 девочкой была привезена в СССР (в числе беженцев из охваченной гражданской войной Испании), с 1940-х годов работала на том же заводе токарем-револьверщицей. Борис и Бегония познакомились на танцах в клубе завода «Коммунар». В клуб Харламов пришёл вместе с испанским другом, которого знал до войны, а ушёл уже с девушкой. При этом оказалось, что девушка — коллега. Валерий Харламов родился в Москве в ночь с 13 на 14 января. Борис и Бегония в тот день находились в общежитии завода «Коммунар». Ближе к ночи Бегония почувствовала, что начинаются роды. Срочно была вызвана заводская машина «скорой помощи», которая забрала её в роддом. Под утро у молодой пары на свет появился сын. Сына назвали Валерием в честь Валерия Чкалова. Борис и Бегония не были расписаны из-за того, что у Бегонии был только вид на жительство. Только спустя три месяца после рождения сына они официально зарегистрировали брак. Позже в семье Харламовых родилась девочка, которую назвали Татьяной. Детство и юность Среди спортивных детских увлечений Валерия Харламова были хоккей и футбол. Впервые он встал на коньки, когда ему было 7 лет. Отец часто играл на катке в русский хоккей за заводскую команду и брал с собой сына, а чтобы он не мёрз в неотапливаемых раздевалках, ставил его на коньки. В 1956 году, когда у испанцев, приехавших в 1937 году в СССР, появилась возможность вернуться на родину, вместе с матерью и сестрой Валерий уезжал в Испанию, где несколько месяцев жил в Бильбао и ходил там в школу. В марте 1961 года Харламов заболел ангиной, которая дала осложнения на другие органы: врачи обнаружили у него порок сердца и поставили диагноз ревмокардит. С этого момента Валере запретили посещать уроки физкультуры в школе, бегать во дворе, поднимать тяжести, плавать и даже посещать пионерский лагерь. Однако отец думал иначе, и когда летом 1962 года на Ленинградском проспекте открылся летний каток, он повёл 14-летнего сына туда записываться в хоккейную секцию (сделали они это тайком от матери, тщательно скрывая это продолжительное время). В том году принимали мальчишек 1949 года рождения, однако Валерий с его маленьким ростом выглядел столь юным, что легко ввёл второго тренера ЦСКА Бориса Кулагина в заблуждение относительно своего возраста. Харламов тогда оказался единственным из нескольких десятков мальчишек, кого приняли в секцию, в группу тренера Вячеслава Тазова. Через короткое время обман вскрылся, но отчислять Харламова не стали, так как он понравился тренерам. Хоккеиста перевели в группу начальника школы тренера Андрея Старовойтова, который занимался с ним около четырёх лет. Вместе с этим раз в три месяца отец с сыном посещали Морозовскую больницу, где Валерия обследовали врачи. В итоге юный Валерий справился со всеми болезнями (врачи признали его абсолютно здоровым) и стал серьёзно заниматься хоккеем. Признание таланта Талантливого юношу вскоре начали рекомендовать во взрослую команду ЦСКА. Однако главный тренер армейского клуба, Анатолий Тарасов, первое время не видел в юном Харламове серьёзных задатков и говорил, что главный его недостаток — малый рост, всего 173 см. Ничем не выделявшийся в хоккейной школе ЦСКА юный Харламов блеснул в финальном турнире юниорского чемпионата СССР весной 1967 года в Минске. По замечанию игравшего в те дни вместе с ним Владимира Богомолова, Валерий проявил себя как нестандартный импровизатор, но в то же время трудолюбивый и играющий исключительно на команду. В Москве, прямо на вокзале, тренер спортшколы ЦСКА Виталий Ерфилов объявил Харламову, что его хотят попробовать в ЦСКА. Летом 1967 года Валерий прошёл сборы с командой ЦСКА в Кудепсте, после которых сильно изменился физически, обрёл мышечную массу. Постепенно Харламова стали подпускать к основному составу. 22 октября 1967 года дебютировал в составе ЦСКА в Новосибирске в матче с «Сибирью». Армейцы выиграли 9:0, Валерий отличиться не смог. Больше матчей в начале сезона 1967/68 не провёл, а в ноябре, для «развития в себе игровой самостоятельности, усовершенствования обводки», Валерий был отправлен во вторую лигу, в чебаркульскую «Звезду», армейскую команду Уральского военного округа. Как признавался главный тренер «Звезды» Владимир Альфер, он получил от Тарасова строгое указание: « «Вы должны создать ему условия для ежедневных трёхразовых тренировок. В календарных встречах Валерий должен проводить не менее семидесяти процентов времени на льду независимо от того, как складывается игра». » Вместе с Харламовым в «Звезду» был отправлен молодой защитник ЦСКА Александр Гусев. За короткое время хоккеисты быстро освоились в команде и внесли в игру «Звезды» большой вклад: Харламов забросил 34 шайбы в 40 играх и стал любимцем местной публики, а Гусев эффективно играл на позиции защитника. Владимир Альфер регулярно информировал Тарасова о достижениях Харламова, а после личной встречи в конце февраля 1968 года на календарной игре ЦСКА в Свердловске Харламов был вызван обратно в Москву. Сыграв 7 марта в Калинине последнюю игру за «Звезду» (после которой команда получила повышение в классе), 8 марта хоккеист вернулся домой и в тот же день был вызван Тарасовым на тренировку ЦСКА. Расцвет хоккейной карьеры Тройка: Михайлов — Петров — Харламов Тройка нападающих ЦСКА создавалась в течение 3 лет. Сначала в ЦСКА появился Борис Михайлов. С 1967 года в основе армейцев стал появляться Владимир Петров, который рассматривался как замена уходившему из хоккея Александру Альметову. При этом между собой Михайлов и Петров за место в основе не конкурировали — тренеры рассматривали их как дополняющих друг друга. Первое время в сезоне 1967/68 они играли вместе с Вениамином Александровым, а после поездки команды ЦСКА на игры в Японию к тройке присоединился Харламов. К началу сезона 1968/69 тренерам ЦСКА было очевидно, что классическая игровая манера Александрова не подходит молодым игрокам, которым нужно не влияние мастера, а обретение уверенности в своих силах среди сверстников. Как отмечает Леонид Трахтенберг, именно Харламов оказался тем неформальным лидером в тройке, за которым тянулись Михайлов и Петров. При этом каждый из игроков обладал неповторимым стилем игры: Михайлов был азартен, умел заводить партнёров и вести их за собой, на площадке выполнял много черновой работы, отрабатывал в обороне, умело играл на подборе и при этом ухитрялся забивать больше всех в тройке. Петров — физически развитый хоккеист, умел вести силовую борьбу, обладал мощным и неотразимым броском, настойчив по характеру, но немного упрям. Харламов в тройке выделялся неповторимым стилем обводки: он смело шёл на защитников, стараясь протиснуться между ними и зная, что это у него получится, так как защитники понадеются друг на друга и расступятся перед ним. Он забивал меньше, чем партнёры по тройке, зато отдавал множество голевых передач для Петрова с Михайловым. Нестандартная обводка Харламова завершалась либо броском, либо точной передачей партнёру. Тройка выделялась тем, что первой в советском хоккее стала играть на площадке в силовой манере. Гибель В четверг 27 августа 1981 года, в семь часов утра, на 74 км Ленинградского шоссе произошла авария, приведшая к гибели хоккеиста. Валерий, Ирина и её двоюродный брат Сергей Иванов возвращались в город с дачи в деревне Покровка под Клином на своей «Волге» под номером 00-17 ММБ. Ирина, сидевшая за рулём, не справилась с управлением на скользкой от дождя дороге, и машину вынесло на встречную полосу, где она столкнулась с грузовиком ЗИЛ (врезалась в грузовик боком и от сильного удара скатилась в кювет). От полученных травм все пассажиры «Волги» скончались на месте. В книге Раззакова «Звёздные трагедии» сказано, что за день до аварии на этом участке меняли асфальт. Там, где заканчивалось новое покрытие, образовался своеобразный выступ высотой 5 см, который и стал причиной трагедии. Жена Харламова была неопытным водителем и, наскочив на кочку, потеряла управление. Также дополнительным фактором, повлёкшим смерть людей, было и то, что грузовик был набит до отказа запчастями. Вечером 27 августа мировые информагентства распространили новость: «Как сообщает ТАСС, в автокатастрофе под Москвой сегодня утром погиб знаменитый хоккеист Валерий Харламов, тридцати трёх лет, и его жена. У них осталось двое маленьких детей — сын и дочь…». 31 августа прошла панихида во дворце тяжёлой атлетики ЦСКА. В тот же день состоялись похороны погибших на Кунцевском кладбище. Проститься с хоккеистом пришли тысячи людей. На похоронах не смогли присутствовать игроки сборной СССР, которые в тот момент находились в Виннипеге. Они провели собрание, на котором было решено во что бы то ни стало выиграть Кубок Канады. Советские хоккеисты выполнили своё обещание, обыграв в финале канадцев 8:1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E0%F0%EB%E0%EC%EE%E2,_%C2%E0%EB%E5%F0%E8%E9_%C1%EE%F0%E8%F1%EE%E2%E8%F7

Реми: Прежде всего благодарю нашу очаровательную Анну Винтер за такую чудесную информацию и вношу свои три копечки. Баски и гасконцы народы разные, но родственные, имеющие общее происхождение, родственные языки и общие культурные традиции. Гасконцы ассимилировались и утратили многие из своих самобытных традиций, баски их сохранили, причем они один из самых древних европейских народов, их язык уникален, традиции красивы. Поэтому изучая Гасконь и гасконцев невозможно обойти басков. В поисках гасконских культурных традиций я больше нахожу их у басков. И кстати, д' Артаньян гасконец или баск? Как мне культурно объяснили на другом форуме назови гасконца баском, обидится и в морду даст. И наоборот. Как у В. Пикуля: "Васька, беги скореича сюда, тут свои наших бьют!" Так гасконец или баск?


Реми: И вобще: откуда есть пошли гасконцы? Они потомки иберов? Они родственны генетически с народами Кавказа? Какие корни у их необыкновенного реликтового языка эускара? Вобще баски и гасконцы невероятнейшие народы. Не родственные галлам и испанцам. Действительно д'Артаньян французский нерусский. Представитель другого, не галло-римского народа. Ну как бы в эпическом романе о России главный герой был бы не русский, а скажем , осетин. И он бы в конце-концов воплотил бы в себе не только свой национальный темперамент, а вобще общенародный . И заставил всех бы это признать.

Анна Винтер: Реми Д,Артаньян гасконец ))

yelenash: Кстати замок Пьерфон на самом деле находиться в Шампани недалеко от города Реймса.Этот замок -экскурсионный обьект

Реми: Баскские пословицы и поговорки Будь приветлив со всеми, а близок с немногими. Сердце и ум всегда воюют между собой, хоть и без оружия. То, что можешь сделать сам, не оставляй на других. Кто хорошо работает, тот должен и хорошо есть. Игла всех одевает, а сама голая. Чтоб старику быстро умереть, достаточно уехать в чужой город. С хорошим собеседником легко взойти и на высокую гору. Подержи-ка этого медведя, пока я убегу! Пока о нас вспоминают, до тех пор мы кому-то нужны. Даже мошкара сильна, если ее много. Хочешь есть орехи - найди камень, чтобы их разбить. Кто ленится с утра ходить, к вечеру замучается бегать. На смену плохому году придет хороший, а дурная слава останется на всю жизнь. Умение превосходит силу. Правда - терпкая, горькая и невкусная. Не стоит клясться перед тем, кто правду не ценит. Дурака можно обмануть много раз, умного - лишь однажды. Три "мало" и три "много" губят мир: мало иметь и много тратить; мало знать и много говорить; мало значить и много о себе думать. Кто осторожен в словах, тот мудр в деле. Чем дольше живешь, тем больше хочешь знать. Не насмехайся над тем, чего не понимаешь. Дьявол семь лет учил баскский язык, и выучил только три слова. Не надевай волчьей шкуры, если не хочешь, чтоб тебя приняли за волка. Ученость невежды - знание общеизвестных вещей. Достаточно одного дурака, чтобы скинуть в колодец каменную глыбу, но нужны шестеро умных, чтоб ее оттуда достать. Я больше люблю то, что сейчас хорошо, чем то, что когда-нибудь может быть лучше. Каждая дорога имеет свою рытвину. Кто нагло поднимается вверх, тот может с позором рухнуть вниз. Из новостей, приходящих издалека, самой правдивой будет первая. Не теряй шанса, и получишь желаемое. Когда звонит колокол, колокольчиков не слышно. Серебряный молоток может разбить железные двери. Золотой ключик любую дверь откроет. Паутина пропускает мышь, но ловит муху. Я видел, как наказывали вора, укравшего шпильки, и как провозгласили алькальдом того, кто гору золота присвоил. Обходи десятой дорогой злых, сварливых и задиристых. Злее всех злодеев тот, кто злом гордится. Соседи не уважают тех, кто часто просит. Нужда делает пахарем, лень - попрошайкой. Кто из каунов (господ) самый жестокий? Тот, кто в прошлом был нищим. Дай приют негодяю - он оговорит тебя. Мир как море: в нем тонут те, кто не умеет плавать. Великая победа, когда кровь не пролилась! Все храбрые, а на войну идти мало кто хочет. Ради перемирия с врагом не бросайте оружия. Забываешь про плохое, когда придет самое худшее. В доме справедливого звучит смех, в доме негодяя - плач. У кого ничего нет, тот все отдал бы, чтобы стать богатым! То мясо, что кот несет, принадлежит коту, а не тебе. В тот день, когда не убрали в доме, гости явились. Дать почетно, а брать - больно. Сын тратит - отец платит. Спор священников - праздник для дьявола. Хорошему человеку труднее, чем, плохому, встретить себе подобного. Тетенька, мое добро - для меня одного, ваше - для нас обоих. Кто плохо говорит о других, о себе услышит самое плохое. Наказание для преступника - наука для сотни других. Делайте добро сначала своим, а уж потом по возможности чужим. Перед добрым стариком не закрывай двери. Кто подслушивает, тот может услышать о себе не только хорошее, но и плохое. Благодарному - и уважение. В благодарности тоже надо знать меру. Лучше один раз сказать "возьми", чем двенадцать "я тебе дам". Если вы мне должны дать, то не откладывайте надолго. Пообещать и не дать - не велика заслуга. Кто другим смерти желает, тот сам себя наказывает. Не делай в пустыне того, что было бы плохим при людях. Кто бросил камень и отвернулся, тот пропащий человек. От малого зла трясусь, а с большим поборюсь. Кто зла не делает, тот и не боится. Одинаково виноваты как вор, так и его пособник. Кто делает плохое, того страх гонит, а беда встречает. На людях - голубок, а дома - волк. Поцелуи и объятия - огонь для любви. Не клади солому к углям - не пускай девушку к парням. С лица красива, душой червива. Маленькая женщина всегда молода. Какова была мать, такой будет и дочь. Золото, сукно и жену выбирай при дневном свете. Выбирай жену не за красоту, а за доброту. Бери лозу от хорошего виноградника, невесту - от доброй матери. Презри спесь - победишь зависть. Лучше пусть мой враг меня ненавидит, чем жалеет. Если я отомщу ему, он может отомстить и мне. Зол, как пиренейский волк. Кто кричит и грозится, тот сам боится. Язык длинный, да руки коротки. Когда ссорятся трусы, побеждает тот, кто первым ударит. Хоть и проклинают лису, а она все равно кур ворует. Хоть кот и шкодливый, но не гони его из дома. От безбородого мужчины и бородатой женщины беги, как от чумы! Страдай, но никого не оговаривай. У слишком нежной матери вырастают избалованные дети. Стружка пахнет деревом, с которого состругана. И за кустом бывает чье-то ухо. Какая ткань, какая и кромка. Какие дрова, такой и огонь. Каждая лошадь по-своему брыкается. Какой пир, такое и угощение. Пьянице ничего не доверяй. Пьющий говорит то, что на ум придет. Вино в меру укрепляет слабых, вино без меры ослабляет сильных. Больше тонут в вине, чем в воде. Разве можно вылечить того, кто болеет для собственного удовольствия? Нужда - неизлечимая болезнь. Умереть от нужды - вылечиться навсегда. Мертвым - в гроб, живым - хлеб. Цени друга за доброе сердце, не обращай внимания на мелкие недостатки - ибо у кого из нас их нет? Относись к другу, как к золоту: не доверяй, пока не убедишься, что настоящий. Ищи в дружбе искренность, а не выгоду. Не бывает доверия без потерь. Если дружишь с волком, держи собаку под боком. Не отрекайся от старого друга ради нового - пожалеешь. Кто тебя ненавидит, то смешит, а кто любит - тот огорчает. Кто любит, тот плохого не замечает. Влюбленному все в мире кажется прекрасным. Девушка, которую любят - счастлива. Подросла девушка - во дворе не удержишь. Пока невеста - то золотая, а как жена - то уже не то. Не тот муж хорош, что красив, а тот, что учтив. Пусть проходят года, моя милая для меня всегда молода. Лучше жить одному в пустыне, чем со сварливой и злой женой. Первая жена - подруга, вторая - родственница, третья - злодейка. В молодости - гуляка, в старости - нищий. Хочешь приставать к чужой жене, сначала спустись по ступенькам, а то ведь придется по ним катиться. Кто любит няньку, тот носит подарки ребенку. Каков подарок, такова и благодарность. Дорог подарок из доброй руки. Подарок вежливого человека - скрытая просьба. У кого на лице никогда не cияет улыбки, у того злое и спесивое сердце. Пусть лает, лишь бы не кусался. Стерпишь одну обиду, другая тут же придет. Ненависть - ненасытный зверь. Кто труслив, тот и жесток. Подлиза - родственник предателя. Завистник видит в других то, чего нет, а в себе не замечает и то, что есть, ведь он косо смотрит. Кто не надувается, тот и не лопнет. Кто смеется над кривоногим, пусть сначала на свои ноги посмотрит. Не льстите богатым, не склоняйтесь перед знатными.

Реми: Танец басков http://www.youtube.com/watch?v=XuGCBOAwE-U Великолепное гасконское фанданго http://www.youtube.com/watch?v=eEjGgt8nrCo

Реми: Баски. Из глубины тысячелетий Рассказ об истории любого народа обычно начинается со слова "пришли" - в таком-то веке кельты пришли туда-то, иберы - туда-то, вестготы - туда-то… В нарушение сложившихся традиций, повествование о басках следовало бы начать так: "Племена васконов жили на своей земле с незапамятных времен, наверное, с самого сотворения мира…" В этой формулировке почти нет преувеличения, и доказательством тому служат сенсационные открытия археологов, полностью перевернувшие представления о том, когда был заселен европейский континент. Не так давно, на севере Испании в Атапуэрке ученые обнаружили челюсть предка человека современного физического типа (Homo antecessor) жившего один миллион 200 тыс. лет назад! Причем эта находка не единственная - с начала 90-х годов в Атапуэрке были обнаружены многочисленные останки древних людей, примитивные орудия труда, кости животных, с выцарапанными на них рисунками. Вероятность того, что древние обитатели долины реки Эбро являются предками басков, очень велика. Дело не только в географии расселения этноса - сам язык басков эускара свидетельствует о величайшей древности этого народа. Эускара не связан с каким-либо языком в мире и, по-видимому "с нуля" зародился на заре человечества, став первым языком юга Европы. Первобытные люди жили в пещерах по берегам рек, и до наших дней во Франции и Испании сохранилось много примитивных жилищ, украшенных наскальными рисунками. Так, например, рядом с баскским городом Герника находятся пещеры Сантимаминье, украшенные древними художниками двенадцать тысяч лет назад, есть подобные пещеры и во французской части Эускади. Всемирно известная Альтамира также располагается совсем близко от современной административной границы баскской автономии. Знаменитые росписи пещеры - шедевры, возраст которых составляет около полутора десятков тысячелетий, по всей вероятности были созданы руками исконных обитателей этих земель - древними предшественниками современных басков. В древности баски населяли не только Пиренейский полуостров, но и часть территории Франции и Бельгии, однако постепенно другие, пришедшие в Европу народы, вытеснили их на самый край земли под защиту Кантабрийских гор. Эта территория стала последним плацдармом, с которого уже не было пути к отступлению. Баскам - трудолюбивым созидателям, часто приходилось браться за меч, в яростных схватках отстаивая не только свои земли, но и само право на существование, как единого народа. В древности они противостояли кельтам, финикийцам, грекам, римлянам, вестготам, франкам, норманнам; в средневековье - маврам, а много позднее - наполеоновским гвардейцам. За всю свою историю народ Эускади не покорился ни одному захватчику, и даже могущественный Рим сумел только частично завоевать баскские территории. Именно эта фанатичная стойкость позволила баскам сохранить свой уникальный язык и традиции. Для Рима они так и остались загадочным, непостижимым и непокоренным народом провидцев, славившимся по всей империи своим искусством предвиденья будущего. И все же ни один прорицатель не мог предсказать, какая судьба ждала и Римскую империю, и самих басков… Рим пал, сметенный лавиной варваров, жестокие страдания захлестнули Пиренейский полуостров. Затем на смену варварам пришли вестготы, а спустя еще несколько веков новые захватчики - арабы и мавры (берберы). В 709 году они вторглись на территорию Вестготского королевства (южного соседа басков), а спустя пять лет уже контролировали почти весь полуостров. Неоккупированной осталась только небольшая область между Кантабрийскими горами и Бискайским заливом, населенная кантабрами, астурами и басками. Бежавшие в Астурию остатки вестготского войска получили поддержку местного населения, а в 718 году впервые одержали победу над маврами. Эту дату принято считать началом Реконкисты (отвоевывания) - процесса освобождения христианами занятых мусульманами земель. Реконкиста растянулась почти на восемь веков и завершилась только в 1492 году. В период раннего средневековья на территории Эускади находилось несколько баскских государств, сохранявших свою независимость до XI-XIV вв. Однако укрепление испанской государственности привело к тому, что к началу XVI века баски формально вошли в состав королевства. Тем не менее, надо отметить, что, несмотря на частичную потерю баскского суверенитета, испанские монархи признавали независимость этого народа, о чем свидетельствуют многие документы той эпохи. Рубеж XV-XVI веков ознаменовавшийся завершением Реконкисты и открытием Америки, стал для Испании переломным моментом, изменившим историю страны. Своим могуществом испанское государство во многом оказалось обязано баскам, роль которых в открытии и освоении американского континента трудно переоценить. Мореходы Эускади вероятно еще до Колумба не раз пересекали Атлантику, а потому неслучайно, что ядром экспедиции генуэзца и капитанами всех его каравелл стали именно баски. Участие басков в колонизации Нового Света, их активное посредничество в торговле с Францией, Италией и Англией, развитие металлургической и судостроительной промышленности создавало мощную экономическую базу для развития Испании. Пересечение экономических интересов, а также относительная слабость центральной власти на протяжении нескольких веков позволяли Эускади сохранять за собой особый статус. Привилегии в торговле, налогообложении, военной службе, административном управлении и внешнеполитических сношениях закреплялись в кодексе баскских законов (fueros), и должны были подтверждаться каждым испанским монархом при его вступлении на престол. Королю надлежало посещать духовную столицу Эускади Гернику и клясться перед священным дубом уважать права и свободы басков. Вплоть до середины XIX века баскские провинции Араба (Алава), Гипускоа и Бискайя сохраняли свои древние хартии вольностей, однако усилившаяся в то время насильственная испанизация Эускади, Каталонии и Галисии стала главной причиной вступления басков в движение карлистов. Печальным результатом участия в двух карлистских войнах (династических войнах между двумя ветвями испанских Бурбонов в 30-х и 70-х годах XIX века) для басков стали сначала частичная, а затем и полная потеря автономии и упразднение фуэрос. К началу XX века Эускади утратила свою свободу, но сохранила ведущую роль в экономике Испании. Больше половины от общего количества испанских кораблей строилось на верфях Страны Басков, 45% оборота торгового флота Испании также обеспечивалось поставками баскских провинций, а к 30-м годам XX века баски осуществляли добычу половины всей железной руды и выплавку трех четвертей всей испанской стали. Республики и диктатуры как в калейдоскопе сменяли друг друга на Пиренейском полуострове. В 1931 году в Испании к власти в очередной раз пришли республиканцы, намеревавшиеся вернуть баскам их законные права, но правление левых оказалось недолгим. В июле 1936 года армия во главе с генералом Франко попыталась захватить власть в стране. Поддержанный Гитлером и Муссолини фашистский мятеж перерос в Гражданскую войну. В этой войне баски выступили на стороне республиканцев, за что подверглись жестоким репрессиям в период франкистской диктатуры. В 1979 году, через четыре года после смерти диктатора Эускади получила статус политической автономии, а ее язык, вместе с испанским, стал официальным языком Автономного Баскского Сообщества и Наварры. На данный момент оба сообщества имеют свои правительства и автономные парламенты. История баскского народа уходит корнями в невообразимо далекое прошлое. Что ждет басков впереди? Что ждет впереди другие народы и страны? Здесь и сейчас все мы пишем новую страницу мировой истории. Какой она окажется - неизвестно…

Реми: Баскские народные сказки Сказка про баска Ганиса и испанскую королеву Случилось это в Басконии лет этак сто назад. Шли по горной дороге к перевалу, что отделяет страну Францию от страны Испании, двое. Баск по имени Ганис, которого знала вся округа, и прекрасная девушка. И была эта девушка сама Испанская королева. Быстро шли Ганис и Испанская королева, но вот королева остановилась и спросила: - Ганис, баск Ганис, как я смогу отблагодарить тебя за службу? Хочешь золота, Ганис? Идём со мной в Мадрид, и ты станешь там генералом или камергером… - Камергером, королева? - улыбнулся Ганис. - Нет, я не могу быть камергером, потому что за дверями вашего двора не увижу вершин Пиренеев. Да и генералом, королева, я не смогу быть. Бой барабана не для моих ушей. Я привык к песне ветра, гор и деревьев. Мне нравится эта музыка, и только эта музыка - мой походный марш. Шерстяной берет баска, королева, дороже мне почестей и власти. - Ганис, баск Ганис, вот и река, - сказала опять королева. - Высоко стоит в ней вода. И я вижу солдат, Ганис. Они хотят помешать нам. Но если ты спасёшь меня, если перенесёшь через эти бурные воды, то, когда я буду в Мадриде, я подарю тебе дворец и годы отдыха и богатства за эти минуты усталости. - Не бойтесь, королева, - ответил Ганис, - не бойтесь ни холода, ни бурного потока. Вы увидите свой Мадрид! Но ничего не говорите мне о дворце, который ждёт меня в Мадриде, молчите и о годах покоя и богатства. Что Ганис будет делать в вашем городе, где люди днём и ночью живут в каменных клетках, один над другим, один рядом с другим, как будто их заживо похоронили? Баск родился в горах и в горах должен умереть. Постель для баска - утёс, поросший мхом. Здесь он видит сны, и сны его пахнут тмином и тимьяном, они кружатся над его головой, как птицы над Пиренеями. Замолчала королева и закрыла глаза. Расступились скалы, и поток остановил свои волны, потому что Пиренеям понравились слова Ганиса. И солдаты не смогли выстрелить из ружей. А когда королева открыла глаза, она была уже на другом берегу, генералы и камергеры встречали её, чтобы увезти в Мадрид. А Ганис, никому не известный бедный баск в шерстяном берете, с макилой за поясом, остался в Пиренеях. Южный ветер - Айке Эгоа принёс к баскским селениям звон колоколов. Это королева Испании въехала в город Мадрид. Но Ганис остался в своей стране, среди своих друзей, своих гор, и Айке Эгоа рассказывал ему сказки такие же старые, как сама Баскония. Сказка про то, как жил в Пиренеях лис Акериа Много зверей жило в давние времена в Пиренейских горах, и про каждого из них были сложены сказки. Про медведя Арца ты уже сказку знаешь, а теперь послушай новую сказку, про то, как жил в Басконии лис по имени Акериа. Хитрый это и умный зверь, ну да не будем торопиться. Жил Акериа в горах, поживал, и вот пришёл такой день, что случилось ему голодать. Охота, видно, неудачной вышла. Вот сидит Акериа в кусте терновника - там он обычно у дороги прятался - и думает, что же ему делать, как еды достать, голод утолить. А тут прошёл мимо него пастух. Идёт, макилой - палкой пастушьей помахивает, овец на луг гонит. - А обед-то мне сам в руки идёт! - воскликнул лис. - Только мне одному его не достать. Надо волка Отсоа найти. Нашёл и говорит: - Слушай, Отсоа, не мешало бы нам с тобой подкрепиться. Рядом молоко пропадает, а мы с тобой в тенёчке лежим. - Ну и что, что я в тенёчке лежу, - обиделся Отсоа. - Я лежу и думаю. Я всегда думаю, когда голоден. И ты меня лучше не учи, как да что, а скажи побыстрее, где молоко стоит. Обедать пора. - Ну вот что, Отсоа, - сказал лис Акериа. - Иди сейчас к лугу, где овцы пасутся. Только запомни: выть надо тогда, когда человек уже овец выдоил, в горшки овечье молоко налил и домой его нести собирается. Дел у него там по горло, он обязательно с луга домой уйдёт. Овцы траву начнут щипать, пастух на дорогу ступит - ты тут выть и начинай. Человек молоко на дороге оставит, к овцам побежит, а нам с тобой этого только и надо. Горшок с молоком я утащу, мы с тобой встретимся и пообедаем. Славно придумано? - Славно! - согласился волк и потрусил к лугу. И случилось всё, как и говорил лис Акериа. Человек уже на дороге был, молоко домой собирался нести, как в полный голос завыл Отсоа. Собаки залаяли, овцы заблеяли, пастух горшки с молоком на дороге оставил, побежал к стаду. Тогда Акериа подошёл спокойненько к горшкам, взял их, сколько в лапы уместилось, и понёс. Да только не к месту встречи с волком Отсоа, а совсем в другую сторону. Шаг сделает - и лизнёт сливки, что на молоке толстой шубой лежат, другой сделает - опять лизнёт. А когда съел всё, набил горшки грязью, сверху остатками молока замазал и пошёл к месту, где его волк Отсоа ждал. Подошёл, видит: сидит Отсоа, обеда ждёт. - Ох, Отсоа! - запричитал лис Акериа. - Посмотри, как у нас с тобой нескладно получается! Сверху на молоке сливки - это самое вкусное, и если кто первый есть начнёт, то ему лучшая часть достанется… - Не надо мне твоих сливок, лис, - отвечает Отсоа. - Ешь их быстрее, я голодный. Мне бы молока, да побольше! Тогда Акериа остатки молока сверху слизал, протягивает волку горшок с грязью. - Это что же такое? - рассердился волк. - Не сердись, Отсоа, не сердись, голубчик, - ему Акериа отвечает и назад пятится. - Это нас с тобой пастух обманул, с него и спрашивай! Сказал так, но дожидаться, что волк ему ответит, не стал, в лес побежал. Только его Отсоа и видел! Пришло время, и снова Акериа проголодался. Сидит в кусте терновника, видит: идёт по дороге мальчишка, обед отцу на поле несёт. Тут лис и решил: - Опять обед мне прямо в лапы пожаловал! Сказал так и отправился к Чёрному Дрозду. - Мы могли бы с тобой, приятель, - говорит, - хорошенько пообедать! - Как? - спрашивает Чёрный Дрозд. - Да просто! - отвечает Акериа. - Тут мимо нас каждый день мальчик проходит, отцу обед на поле носит. Ты перед ним поскачи немного, полетай. Мальчик корзину на землю поставит, за тобой побежит. Я корзину возьму, а потом мы с тобой встретимся и пообедаем. - Славно придумано! - сказал Чёрный Дрозд и полетел к дороге. Тут и мальчик появился. Идёт, песенку насвистывает, обед отцу на поле несёт. Чёрный Дрозд на дорогу вылетел, притворился, что у него лапа перебита, с трудом перед мальчишкой по земле скачет. Мальчик корзину на дорогу поставил, за Чёрным Дроздом побежал. А тот - раз, подпрыгнул - и улетел. Обиделся на него мальчик, чуть не заплакал. Назад вернулся. А корзины-то и след простыл! Как будто её и не было вовсе! А лис Акериа в это время у себя в норе лакомился чужим обедом. Наелся до отвала, спать лёг. Проснулся и говорит сам себе: - Не стоит мне здесь, пожалуй, оставаться! Волк Отсоа моим врагом стал, да и Чёрный Дрозд, наверное, весь день меня вчера ждал, обиделся. Останусь в этих местах - что-нибудь плохое со мной обязательно случится. Надо мне на другой берег перебраться! Как сказал, так и сделал. Пошёл к реке, стал у воды, видит: лодка плывёт. - Эй, - кричит Акериа лодочнику, - человек! Перевези меня на тот берег! Я тебе за это три истины скажу, правдивее которых ничего на этом свете нет! - Давай, - говорит человек. Прыгнул лис в лодку и сказал: - Люди говорят, что хлеб из кукурузной муки так же хорош, как пшеничный. Неправда это. Пшеничный хлеб лучше. Это первая истина. На середине реки Акериа снова заговорил: - Ещё люди говорят: что за прекрасная ночь! Светло, как днём! Это тоже неправда. Днём всегда светлее, чем ночью. Это вторая истина. А третью истину лис Акериа поведал человеку только у самого берега. - Штаны на тебе, человек, скоро протрутся. И они протрутся обязательно, если ты со всех будешь брать такую плату, как с меня! Это моя третья истина! Сказал так лис и в лес убежал. Только смех его раздавался откуда-то из-за кустов. Сказка про то, как мухи отучили двух лентяев от лени Мандиано - так называлась ферма, что стояла недалеко от города Сибура. Жил на ней один лентяй крестьянин. Всё ему было лень делать, но дома у него всего хватало. Крыша была всегда починена, овцы выгнаны, молоко в глиняных кувшинах всегда стояло. Все удивлялись: как же так может быть? Ещё утром трава на лугу за домом стоит выше пояса, а к полудню весь луг скошен, но никто на нём не работал. Там, глядишь, и сено убрано, а хозяин носа из дома не показывал. Призадумалась и жена этого лентяя. И вот как-то раз в воскресенье, когда муж её из дома уходил, увидела она, что он прячет что-то в жасминовый куст у дома. Пошла жена посмотреть, нашла в кусте коробочку. Открыла. Вылетела из коробочки дюжина мух. Вьются вокруг её лица, глаза слепят, в уши жужжат. - Что же делать? Что же делать? Что же делать? - спрашивают. Жена удивилась и говорит: - Возвращайтесь, откуда пришли. И мухи тут же в коробочку вернулись. Жена её закрыла и положила на место. А когда муж пришёл, она ему всё выложила. Пришлось ему признаться, что эти мухи в доме всю работу и делают. И стали мухи теперь делать не только то, что муж говорил, но и что жена приказывала. Дом уберут, посуду вымоют, бельё постирают, траву скосят, на охоту сходят, а муж и жена на кроватях лежат, на солнышке греются. Скучать даже начали. А в мух словно бес вселился. - Что же делать? - жужжат. - Что же нам делать? Дала им жена решето и говорит: - Наносите воды в бочку из верши, что у ветряной мельницы, а из той бочки полейте луг за домом. Решила жена, что мухам этого не сделать: в бочку без дна решетом воды не наносить, из бездонной бочки луг не полить, да и в верше, что у ветряной мельницы, воды давно не было. Но и минуты не прошло, как мухи вьются под её носом и жужжат: - Что же делать? Что же делать? Жена не вытерпела. Разбудила она своего мужа-лентяя и говорит: - Хватит. Надо нам с тобой от этих мух избавляться. - Надо, - отвечает муж. - Но каждой мухе заплатить полагается, и столько, сколько она заработала. - На чердаке, - говорит жена, - двенадцать гусей сидит. Давай их мухам отдадим! И только она так сказала, как гуси загоготали и исчезли в облаках, а с ними и мухи из этой несчастной коробочки. Больше они в Мандиано не появлялись, да оно и неплохо: муж с женой сами работать начали, и жить им стало веселее. Сказка про то, как медведь Арц разделил реку надвое Ты уже знаешь, что было это всё тогда, когда звери ещё разговаривали и люди понимали их язык. Так вот, медведей, волков, лис и других зверей водилось тогда в Пиренеях видимо-невидимо. И у каждого зверя было имя. Волка звали Отсоа, лиса звали Акерйа, а ласточку, что несёт в дом человеку добрую весть, звали Гори-Гори. Правила тогда всеми зверями в горах королева пчёл Эрлеа. Самой мудрой и самой старой была она в Пиренеях, и все звери подчинялись её мудрому слову. И был в те времена такой закон: зверь не трогает человека, который живёт рядом с ним на склонах гор. "Очень уж человек слаб и глуп! - говорили звери. - Мы не будем нападать на него первыми, но если он нарушит этот договор, то пусть пеняет на себя самого". И все звери согласились с этим решением, и горный орёл Чори-Белача - самая справедливая и мудрая птица во всей Басконии, которая всё видит, всё знает и всё помнит, - записал этот закон своими крыльями на листах небесной книги. "Если случится, что кто-нибудь из вас нарушит этот закон, - прожужжала королева Эрлеа, - я соберу вас всех на суд!". И стали звери жить в горах, как и жили. Каждый охотился вволю и вволю спал, птицы вили гнёзда, а звери копали норы, и никто из них, даже змеи, не трогал человека, если он не нападал на них первым. Но наступил однажды день, когда взмыл высоко в небо горный орёл Чори-Белача и стал вычерчивать в воздухе слова послания всем обитателям Пиренеев. "Суд! - чертили в воздухе его крылья. - Королева Эрлеа зовёт всех на суд!".Удивились звери и собрались на совет. Когда расселись они в круг, зазвенел голос королевы: - Вы знаете наш закон. Зверь не нападает на человека первым. Так? - Так! - ответил волк Отсоа. - Так! - сказал лис Акериа. - Так! - прошипели змеи. - Так! - пропели птицы. - Но медведь Арц нарушил этот закон! - прожужжала Эрлеа. - Арц нарушил закон! Он убил человека! Затихли звери, молчат, думают. Только медведь Арц бормочет себе под нос: - Я бы справился со всеми, кто пришёл на этот суд, если бы встретился один на один. Но они все против меня, и они победят меня, потому что закон тоже против меня. Молчали звери. Молчал медведь Арц. Молчала королева Эрлеа. Высоко в небо взмыл Чори-Белача и стремглав упал вниз. И тогда Эрлеа сказала: - Правильно сказал Чори-Белача. Пусть Арц будет свергнут с самой высокой скалы вниз, в реку. Пусть так будет наказан он за то, что нарушил мир в Пиренеях. И чтобы никто из вас не забыл о нём, пусть Арц превратится в камень и останется посреди горной реки навсегда, навсегда перед вашими глазами. Сказала так королева, свита окружила её и увела в улей-дворец. И тут страшный рёв раздался над горами: это Арц рухнул со скалы в пропасть. Но ещё не долетел он до середины, как превратился в камень - огромный серо-бурый камень, поросший мхом. Камень упал в середину горной реки и разделил её на два рукава. Зайдёшь справа - кажется, что заснул медведь посреди реки, спрятал морду в лапы. Слева зайдёшь - кажется, что кого-то высматривает Арц в бурном потоке… Камень этот и сейчас в той реке лежит. Кто не верит, пусть пойдёт и посмотрит. А звери и люди с тех пор больше друг другу не доверяют.

Реми: Баскские анекдоты Один баск говорит другому: - Слыхал, Пачи, говорят, что каталонцы умнее нас. - Да? И сколько же килограммов они могут поднять? Отец отправляет сына учиться за пределы Страны Басков и наставляет его: - Сынок, покажи там всем свою воспитанность - никого никогда не спрашивай, откуда он родом. - Почему, папа? - Потому, что если человек из Бильбао, он тебе сам об этом скажет. А если нет, то не надо заставлять его стыдиться, что он не из Бильбао. - Слышь, Пачи... мы, которые из Бильбао, крутые, верно? - Чего? Ты-то что про Бильбао знаешь, ты же из Куэнки! - Слышь, Пачи... мы, которые из Бильбао, такие крутые, что рождаемся где нам вздумается! В купе поезда разговорились два пассажира. - Простите, Вы откуда? - Как это - откуда? Из Бильбао! - Ну надо же! А я из Сантандера! - Ты смотри... почти земляки, оба с Севера! - А Вы чем занимаетесь? - Я - скрипач... - Во, блин, и я тоже! - Тоже скрипач? Но я на скрипке играю совершенно обалденно! - Может быть. Но я - лучший скрипач Испании! - Вполне возможно. Зато я - лучший скрипач в Европе! - Слушай, кончай заливать! Когда я играю на скрипке в церкви Сантандера, деревянная Мадонна начинает плакать! - Да? Тогда все понятно. Я недавно играл в Соборе Бильбао, так Христос сошел с креста, обнял меня и говорит: "Вот это я понимаю играть на скрипке! Не то, что тот тип в Сантандере, из-за которого моя мама постоянно плачет..."

Реми: Гасконский энунциатив в зеркале русского матаWolfharald_haltiDecember 13th, 2011 Гасконский язык считается диалектом окситанского языка, хотя в средневековье носители трубадурского койне считали его lengatge estrahn (странным, диковинным языком). Значительные отклонения гасконского от других диалектов окситанского вызваны влиянием баскского лингвистического субстрата, так как баски сыграли существенную роль в гасконском этногенезе. К таким отличиям относятся замена начального латинского f- на аспирированное h- и выпадение интервокального -n- (ua hemna вместо лангедокского una femna, одна женщина), замена конечной латинской геминаты -ll на -th (из латинского castellum получается гасконское castèth вместо лангедокского castèl), а интервокального латинского -ll- — на -r- (из латинского gallina получается garia вместо лангедокского galina), удвоение начального r- и добавление к нему a- (arriu вместо riu) и т.п. Но не они и даже не отличия в окончаниях некоторых глагольных форм выделяют гасконский язык из мешанины окситанских диалектов, а присущая ему грамматическая особенность, выражающаяся в употреблении специальных частиц, стоящих впереди глагола и усиливающих выразительность фразы. Эти частицы, именуемые энунциативами (от латинского глагола enuntiare — высказывать, выражать, излагать), выделяют гасконский язык вообще из всей романской группы языков, к которым он относится. Таковых частиц, в основном, три: - QUE в утвердительных повествовательных предложениях; - E в вопросительных предложениях (главным образом); - BE в восклицательных и императивных предложениях. Например: Que cantas — Ты поёшь. E cantas plan? — Ты поёшь хорошо? Be cantas plan! — Как хорошо ты поешь! На юге гасконского домена вместо частицы QUE могут употребляться частицы JA (GE) и BE. При этом частица JA может повторяться в конце фразы и служить для подтверждения ее содержания. Также в начале вводных предложений используются частицы ÇA, CE, CI, CO. В старогасконских текстах энунциативы почти не встречаются. Они начали появляться в XVII веке, а к первой половине XIX века уже стали нормой. Энунциативы BE и JA происходят из латинских наречий bene (хорошо) и jam (уже), а E — из соединительного союза ET (и). Энунциатив QUE возник путем разделения в гасконском языке функций местоимений QUE и QUI, происходящих из латинских относительных местоимений QUI, QUAE, QUOD (кто, который) и соединительного союза QUIA (так как, потому что). В отличие от французского и лангедокского языков, где QUE относится к неодушевленным именам, а QUI — к одушевленным, в гасконском местоимение QUI приняло на себя функции обоих местоимений (QUE и QUI), а QUE превратилось в энунциативную частицу. Считается, что на происхождение данного гасконского грамматического феномена повлияла баскская грамматика. В баскском языке утвердительные предложения начинаются со слова BAI (да), а отрицательные предложения строятся с помощью стоящего перед глаголом отрицательного слова EZ (нет), которое также может повторяться в начале предложения. Казалось бы, гасконский энунциатив является уникальным явлением, но если внимательно посмотреть на русский язык, то в нем можно обнаружить аналогичные грамматические конструкции. Более того, одна из широко употребляющихся в русском языке частиц даже фонетически похожа на свой гасконский аналог. Русская энунциативная частица БЛЯ, ханжески считающаяся матерной и неприемлемой в речи культурного человека, так же, как и гасконская энунциативная частица BE, употребляется в восклицательных и императивных предложениях. Например: Бля, как хорошо ты поёшь! Бля, быстро встань и подойди ко мне! В русском языке энунциативная частица БЛЯ может употребляться и в утвердительных повествовательных высказываниях, соответствуя гасконской энунциативной частице QUE, что находит параллель в тулузском диалекте гасконского языка, в котором в этих случаях может употребляться аналогичная по значению энунциативная частица PUTAIN (блядь). Гасконской вопросительной энунциативной частице E соответствует южнорусская конструкция И ШО (на литературном русском языке — и что). Например: И шо, он хорошо поет? А гасконской энунциативной частице QUE соответствует южнорусская частица ТАКИ. Например: Ой, я таки еду в Париж! Французы в России испокон веков ассоциируются с галантностью, а самые галантные из французов, конечно же, королевские мушкетеры, из которых самые прославленные — гаксконцы д'Артаньян и де Тревиль. Таким образом, следование гасконским лексическим традициям и употребление в русском языке энунциативной частицы БЛЯ является показателем галантности речи и весьма похвальным явлением. То есть звучать это было должно так примерно: Вы меня, бля, достали. Я ж таки просто вынужден дать вам в рыло.

Реми: Гасконские пословицы: Пусть карман пустой, да бархат густой. Если в кармане нет ни одного су, позаботься о цветном плюмаже. Коньяк мы подарили миру, а арманьяк оставили себе.



полная версия страницы