Форум » Исторический фон и нравы эпох, описываемых Дюма » Рыцарское воспитание » Ответить

Рыцарское воспитание

Анна Винтер: РЫЦАРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Нормы физического воспитания в рыцарских заведениях определялись высокими физическими требованиями, необходимыми для полной междоусобиц жизни феодалов и военных действий того времени. Общеизвестно, что вплоть до конца XIV века важнейшим элементом ведения боевых действий в Западной и Центральной Европе был поединок с применением холодного оружия. А боеспособность определялась прежде всего физической силой и стойкостью рыцаря в латах. В то же время обращение с оружием в тяжелых доспехах повышало роль чувства равновесия, которое стало в конечном итоге необходимым условием того, чтобы всадник удержался в седле, а пеший - на ногах. Но и с постепенным развитием огнестрельного оружия и новых способов ведения войны в эпоху Возрождения, приведших к облегчению доспехов, выработка чувства равновесия оставалась одной из важнейших задач физического воспитания молодых дворян. Мало ценились высокие результаты в быстроте и ловкости, достигнутые не верхом, и тем более без лат. Из рыцарских турниров и состязаний были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке. Правда, с середины XIV века, когда стрельба из лука и бои пеших воинов вновь вышли на первый план, изменились методы боевой подготовки. Однако это не коснулось основ рыцарской физической культуры. В других отношениях нормы рыцарской физической культуры были органично связаны со схоластическими идеями средневековых орденов в области культуры, которые находили выражение в семи свободных искусствах и в "учении о семи добродетелях", которых следует придерживаться (его основателем считают рыцаря из Прованса Годфруа де Прея). В соответствии с этим юношам из аристократических семей следовало научиться: 1) ездить верхом 2) плавать 3) охотиться 4) стрелять из лука 5) сражаться. Их также обучали: 6) развлекательным играм на площадках и игре с мячом для службы при дворе 7) искусству чтения стихов в честь Дамы Сердца, необходимому для придворного с хорошими манерами, и основным танцевальным движениям. Позднее возникли многочисленные местные орденские уставы, но и в них основой физического воспитания остались семь рыцарских навыков. Большинство дворянских семей придерживалось этих традиций физического воспитания не только в Средние века и в эпоху Возрождения, но и в Новое время (а многие придерживаются и до сих пор). Пять физических навыков, перечисленных выше, в наши дни являются самостоятельным видом спорта, известным как "офицерское пятиборье". При обучении верховой езде чувство равновесия и баланса отрабатывались мальчиками на деревянной лошади, служившей украшением манежа, а затем в подростковом возрасте они переходили к верховой езде на местности. Плавание означало практически плавание на лошади, во время которого всадники использовали бурдюки и вязанки хвороста, чтобы не утонуть. Главной формой охоты в период феодализма считался поединок с крупными зверями: зубрами, медведями, оленями, кабанами, во время которого рыцари использовали оружие. Соколиная охота и охота с луком на мелкую дичь устраивались ради великосветских дам и в качестве коллективных развлечений. В ходе стрельбы из лука учились пользоваться и боевым арбалетом, отличающимся большей поражающей силой. В поэтическом произведении XV века "Рыцарское зеркало" отмечалось, что, наряду с семью физическими навыками, рыцари должны усвоить также семь рыцарских добродетелей. К числу рыцарских добродетелей относили: безусловную верность церкви и сюзерену, личную храбрость, соблюдение правил поединков, святость данного слова, великодушие по отношению к побежденным и более слабым, а также обязательное при дворе благородное отношение к аристократическим дамам. Словом, все, что общественное сознание в период феодализма вкладывало в понятие идеала рыцаря. Проявление рыцарских достоинств толковали в соответствии с феодальной моралью, а также в соответвии со степенью индивидуального нравственного и духовного развития каждого конкретного рыцаря. Степень "безусловного повиновения и покорности" обычно определялась положением сюзерена. Столько раз воспетое "поклонение женщинам" не распространялось на крепостных крестьянок и женщин из городских сословий. Тем не менее достаточно многие рыцари, высокообразованные и развитые в духовном отношении люди, воспринимали Женщину как божество, и придерживались вышеупомянутых правил по отношению ко всем представительницам прекрасного пола вообще (особенно в поздний период, когда распространились смешанные и межсословные браки). Первой из дам считалась Дева Мария. Так что образ "рыцаря без страха и упрека" отнюдь не ограничивается рамками героического мифа. Источники - "Энциклопедия спорта", Руа - "История рыцарства" (1858 г.), и др.

Ответов - 0



полная версия страницы