Форум » Творчество форумчан » Фанфик как вторичный продукт литературного произведения. » Ответить

Фанфик как вторичный продукт литературного произведения.

Реми: Месье Сезар, не тайна что на тему произведений Дюма написано много фанфиков. Говоря масштабно, на тему каждого популярного произведения и сериала создано море этой так сказать вторичной продукции. Что вы думаете о таком виде литературного жанра как фанфик, месье Сезар?

Ответов - 18

Сезар: Ну смотря о каких конкретно фанфиках мы говорим. В общем-то это увлечение людей юных, не особенно занятых, как мне кажется. Увлеченных каким-либо произведением и его героями. Желающими рассказать шире и глубже какие-то эпизоды из жизни любимых героев. Где-то поиграть в них. А вообще-то каждый случай индивидуален - кто-то дописывает за автора несостыковки, а кто-то играет в героев произведения. Ну вообще-то мне, как человеку отродясь не писавшему фиков, трудно сказать зачем их пишут. Но скажу честно, как мне кажется, что большинство из этих фиков интересно разве, что их создателям и может небольшой компании подписанных на их ак. Так что это саморазвлечение в первую очередь. Хотя, безусловно, кто-то пишет, наверное, и так, что это читабильно и для посторонних, но опять-таки тема должна интересовать.

Реми: Сезар пишет: В общем-то это увлечение людей юных, не особенно занятых, как мне кажется. Увлеченных каким-либо произведением и его героями. Желающими рассказать шире и глубже какие-то эпизоды из жизни любимых героев. Где-то поиграть в них. Не поверите, но часто авторы фанфиков это очень взрослые люди. Попадались мне авторы в очень приличном возрасте. Сезар пишет: А вообще-то каждый случай индивидуален - кто-то дописывает за автора несостыковки, а кто-то играет в героев произведения. Ну вообще-то мне, как человеку отродясь не писавшему фиков, трудно сказать зачем их пишут. Сужаем тему до фанфиков по Дюма. Очень часто авторы женщины. И они персонифицируют себя так скажем, как спутницы жизни литературных образов. Я бы выделила три направленности: 1 Исправить автора: спасти жизнь герою, смоделировать выход из трагической ситуации. 2 Стать в облике возлюбленной спутницей жизни героя, осчастливить его так сказать. Особенно везет в этом плане Атосу. У него столько виртуальных жен. 3 Посношать так сказать, героя в неприсущих ему гомосексуальных отношениях.

Сезар: Реми пишет: Не поверите, но часто авторы фанфиков это очень взрослые люди. Попадались мне авторы в очень приличном возрасте. Если не секрет, то в каком именно? Может напротив, когда уже дети выросли, работа в прошлом, люди начинают писать "в стол". Ну а героев находят у любимых авторов? Реми пишет: Сужаем тему до фанфиков по Дюма. Очень часто авторы женщины. И они персонифицируют себя так скажем, как спутницы жизни литературных образов. Возникает вопрос - их не устраивает имеющийся спутник жизни? или его и вовсе заменяет некий условный "Атос"?


Реми: Сезар пишет: Если не секрет, то в каком именно? Может напротив, когда уже дети выросли, работа в прошлом, люди начинают писать "в стол". Ну а героев находят у любимых авторов? От 30 до как мне известно 65. Но есть и юные фанфикерши. Но у Дюма чаще более зрелая аудитория. Дюма был популярен в Советском Союзе в 70-80-е. Это выросшие но так и не повзрослевшие девушки СССР. Я сама очень любила Дюма и мои сверстницы тоже. В 70-е были популярны вестерны, в 80-е им на смену пришел роман плаща и шпаги с экранизацией Бордери и фильмов с несравненным Жаном Маре. Сезар пишет: Возникает вопрос - их не устраивает имеющийся спутник жизни? или его и вовсе заменяет некий условный "Атос"? Нууу вероятно да! Не устраивает. Я даже знаю девушку вышедшую замуж за мужчину с внешним типажем Атоса, сходными чертами характера и несчастливым личным прошлым.

Сезар: Реми пишет: Но у Дюма чаще более зрелая аудитория. Дюма был популярен в Советском Союзе в 70-80-е. Это выросшие но так и не повзрослевшие девушки СССР. Я сама очень любила Дюма и мои сверстницы. Ну вы сами ответили, так и не повзрослевшие. А если еще добавляется и личная неустроенность, или недовольство своим реальным мужем, который "ни разу не Атос", то так и не растерявшая инфантильной мечтательности женщина реализует свои тщетные меты о принце тем, что пишет о нем фики, представляя себя в этом действе. Реми пишет: Нууу вероятно да! Не устраивает. Я даже знаю девушку вышедшую замуж за мужчину с внешним типажем Атоса, сходными чертами характера и несчастливым личным прошлым. Главное, чтоб на этом сходство ее мужа с графом в роли супруга закончилось. А то мало ли что...

Реми: Сезар пишет: Ну вы сами ответили, так и не повзрослевшие. А если еще добавляется и личная неустроенность, или недовольство своим реальным мужем, который "ни разу не Атос", то так и не растерявшая инфантильной мечтательности женщина реализует свои тщетные меты о принце тем, что пишет о нем фики, представляя себя в этом действе Да, люди подсаженные на худ. литературу определенного жанра это романтики, мечтатели, фантазеры. В книге или сериале герой переживает в единицу времени столько, сколько реальный человек не переживет. Люди уходят в мир иллюзий от рутины, повседневности реальной жизни. Сезар пишет: Главное, чтоб на этом сходство ее мужа с графом в роли супруга закончился. А то мало ли что... Да уж)

Сезар: Реми пишет: Да, люди подсаженные на худ. литературу определенного жанра это романтики, мечтатели, фантазеры. Наверное. Человек другого склада характера не станет годами по лит. персонажу "упарываться". Ну и еще одно условие - свободное время. Потому, что человек много и активно занятый не найдет времени писать о похождениях любимых героев. Реми пишет: Люди уходят в мир иллюзий от рутины, повседневности реальной жизни. Но и тут есть условия 1. Рутины не так и много, есть время от нее уходить. и 2. Нет более интересного занятия, чем писать о любви которой не было и быть не могло на разные лады)))

Реми: Сезар пишет: Наверное. Человек другого склада характера не станет годами по лит. персонажу "упарываться". Ну и еще одно условие - свободное время. Потому, что человек много и активно занятый не найдет времени писать о похождениях любимых "Кто не был романтиком в юности у того нет сердца, кто остается романтиком в зрелые годы у того нет разума" У. Черчилль. Романтизм присущ юности, зрелый человек живет реальной жизнью. Уходят в иллюзорный мир инфантильные мечтатели - фантазеры. Сезар пишет: Но и тут есть условия 1. Рутины не так и много, есть время от нее уходить. и 2. Нет более интересного занятия, чем писать о любви которой не было и быть не могло на разные лады))) А это и есть их интересное занятие. Я когда то очень увлекалась танцами. Для этого надо было после работы идти в танцкласс, там впахивать до кровавого пота, напрягать мышцы и нервы. А жить в мире фантазий: лег на диван и мЯчтай. Задницу перемещать совершенно не надо. При этом задницу можно отрастить шире дивана. Но в фантазиях все равно будешь прекрасной.

Сезар: Реми пишет: Кто не был романтиком в юности у того нет сердца, кто остается романтиком в зрелые годы у того нет разума" У. Черчилль. Романтизм присущ юности, зрелый человек живет реальной жизнью. Уходят в иллюзорный мир инфантильные мечтатели - фантазеры. И от инфантилизма, и от личной неустроенности. Если как следствие инфантилизма ни семьи толком не получилось, работа так себе и только на прокорм, на хобби денег нет, то только и остается, что мечтать ( как мечтал Бальзаминов, в фильме "Женитьба Бальзаминова".) Опять же после определенного возраста красота это труд. А тут описываешь себя прекрасной Мери Сью и все. Ну или индентифицируешь с красавцем-суперменом, если фик без дам. Реми пишет: А это и есть их интересное занятие. Я когда то очень увлекалась танцами. Для этого надо было после работы идти в танцкласс, там впахивать до кровавого пота, напрягать мышцы и нервы. А жить в мире фантазий: лег на диван и мЯчтай. Задницу перемещать совершенно не надо. При этом задницу можно отрастить шире дивана. Но в фантазиях все равно будешь прекрасной. Вот именно. Те же танцы требуют усилий, денег ( оплатить занятия, форму), времени, сил... А тут описал себя как душеньке угодно и усилий минимум. Скажу сразу - касается это тех, кто именно заменяет этими фантазиями реальную жизнь. А те кто просто находят время на оригинальные, талантливые новеллы, живя при этом полной жизнью, то это несколько иной типаж.

Реми: Сезар пишет: А тут описываешь себя прекрасной Мери Сью и все. Ну или индентифицируешь с красавцем-суперменом, если фик без дам. У Аверченко есть такой рассказ как скромный служащий начитавшись приключенческих романов воображает себя авантюрным героем, заходит в "таверну" , требует себе "чарку доброго грога" и т.д. Некий доктор в подражание Грегори Хаусу стал хамить коллегам и пациентам. В результате был пинком выкинут за дверь. В прямом смысле. Опасная вещь персонификация! Сезар пишет: Вот именно. Те же танцы требуют усилий, денег ( оплатить занятия, форму), времени, сил... А тут описал себя как душеньке угодно и усилий минимум. И если в первом случае реально моделируешь свой внешний вид, то в мечтаниях можно себя такой вообразить, ууууу. В реале можно даже перестать причесываться. Все равно в мечтах прекрасна. однако вернувшись к Дюма. Почему Дюма? Почему автор романов 19-го века для буржуазной публики так будит воображение у современных читателей? И почему он был так популярен в 80-е в Советском Союзе?

Сезар: Реми пишет: У Аверченко есть такой рассказ как скромный служащий начитавшись приключенческих романов воображает себя авантюрным героем, заходит в "таверну" . требует себе "чарку доброго грога" и т.д. Некий доктор в подражание Грегори Хаусу стал хамить коллегам и пациентам. В результате был пинком выкинут за дверь. В прямом смысле. опасная вещь персонификация! Опасная и нездоровая. Тем более когда взрослый человек настолько отрывается от реальности, что перестает критично относится к любимому произведению. Понятно, что любое произведение, если это не долгая, полудокументальная сага, история, которой не могло быть в реальности. Тот же Хаус не может быть реальным врачом, ведущим себя именно так, но как герой сериала он хорош. Поэтому, пересмотревший этого сериала, врач, начавший хамить и коллегам и пациентам имеет все шансы влипнуть в неприятности, а не получить славу местного Хауса. И любой разумный, адекватно воспринимающий действительность и критично мыслящий человек это понимает. Реми пишет: И если в первом случае реально моделируешь свой внешний вид, то в мечтаниях можно себя такой вообразить, ууууу. В реале можно даже перестать причесываться. Когда доходит до такого, то уже пора к психологу. Реми пишет: Все равно в мечтах прекрасна. однако вернувшись к Дюма. Почему Дюма? Почему автор романов 19-го века для буржуазной публики так будит воображение у современных читателей? И почему он был так популярен в 80-е в Советском Союзе? Трудно сказать. Он популярен во всем мире. Вот до сих пор с его героями сериалы снимают, а это не мало. Ну а популярность Дюма в СССР это тема для отдельного разговора)))

Реми: Сезар пишет: Тот же Хаус не может быть реальным врачом, ведущим себя именно так, но как герой сериала он хорош. Именно. Герой иррациональный человек. Реальный прототип Джозеф Белл был таким. Так ведут себя мыслители, интеллектуалы чей формат отличается от общепринятого. Это вариант творческой позитивной девиации. Мыслители двигают вперед науку и прогресс. Но у реального среднестатистического врача его деятельность и поведение строго кодифицировано законом и правовыми актами. И отступать от них он не может. Сезар пишет: Трудно сказать. Он популярен во всем мире. Но во Франции он менее популярен чем в России. Сезар пишет: Ну а популярность Дюма в СССР это тема для отдельного разговора))) Поговорим?))

Сезар: Реми пишет: Именно. Герой иррациональный человек. Реальный прототип Джозеф Белл был таким. Так ведут себя мыслители, интеллектуалы чей формат отличается от общепринятого. Это вариант творческой позитивной девиации. Мыслители двигают вперед науку и прогресс. Но у реального среднестатистического врача его деятельность и поведение строго кодифицировано законом и правовыми актами. И отступать от них он не может. Ну любой герой развлекательного произведения условен. И адекватный, критично мыслящий человек не станет его слепо копировать на работе, отдыхе или в личной жизни. Реми пишет: Но во Франции он менее популярен чем в России. Возможно. Но по его книгам и их мотивам снимают фильмы и сериалы, думаю и книги переиздают. Реми пишет: Поговорим?)) Почему нет?

Реми: Сезар пишет: Ну любой герой развлекательного произведения условен. И адекватный, критично мыслящий человек не станет его слепо копировать. Ну в определенном смысле герой развлекательного произведения это типаж или архетип. В принципе его невозможно копировать. Как в анекдоте говорит сапожник похожий на Карла Маркса: бороду-то я сбрею, а умище куда девать? Сезар пишет: Возможно. Но по его книгам и их мотивам снимают фильмы и сериалы, думаю и книги переиздают Конечно, это раскрученный кассовый бренд. Но в 80-е годв в СССР он произвел эффект культурного шока. Сезар пишет: Почему нет? я думаю что в тоталитарном государстве было скудость информации и впечатлений, поэтому и стали популярны такие жанры как вестерн, а затем романы плаща и шпаги.

Сезар: Реми пишет: Ну в определенном смысле герой развлекательного произведения это типаж или архетип. В принципе его невозможно копировать. Как в анекдоте говорит сапожник похожий на Карла Маркса: бороду-то я сбрею, а умище куда девать? Дело не только в "умище" подражающего. Дело в том, что любой герой развлекательного жанра живет в мире, которого нигде и никогда не было и нигде и никогда не будет. Поэтому подражать ему не возможно. Реми пишет: скудость информации и впечатлений, поэтому и стали популярны такие жанры как вестерн, а затем романы плаща и шпаги. Ну и это тоже - чем меньше развлечений, тем больше впечатляют имеющиеся в наличии.

Реми: Сезар пишет: Дело в том, что любой герой развлекательного жанра живет в мире, которого нигде и никогда не было и нигде и никогда не будет. Более того, каждый литературный жанр живет по своим литературным законам. Раз у нас речь о романе плаща и шпаги: он строится на моем любимом принципе новеллы. Новелла это повествование о неком невероятном событии которое уже произошло" Гете. там действие крутится на поворотах-пуантах. Каждое действие ведет к повороту сюжета. Образно говоря сюжет подобен акробату крутящему сальто-мортале двигаясь в заданном направлении. Исходя из выше сказанного6 герой А. не может жениться на героине Б. Когда Б. ответит взаимностью, то А. уже её не любит. Или их любви препятствую непреодолимые преграды. А. и Б. в браке это уже семейный роман, а это уже другой жанр. Поэтому все попытки воссоединить А. и Б. в фанфике литературно неинтересны. Сезар пишет: Ну и это тоже - чем меньше развлечений, тем больше впечатляют имеющиеся в наличии. Да, советская литература была бедна на приключенческий жанр, как следствие Дюма заполнил культурный вакуум.

Наталья: Да-а-а, товарищи, дорогие, почитала ваш разговор - уродом себя почувствовала. Физическим, моральным, интеллектуальным инвалидом! В Дюма (конкретно в его "Мушкетёров") влюбилась лет в 14. Когда это пытаются объяснить "скудостью впечатлений в тоталитарном государстве", мне уже даже не смешно: наш мир середины 70-х был настолько огромен и разнообразен, что сегодняшние дети не могут поверить... Хоть садись за книгу воспоминаний о советском детстве, в которой непременно будет и впечатляющая география поездок по стране, и Школа Юных моряков, и Народный театр... и книги. Рвали их друг у друга из рук и зачитывали до дыр. Чем же был особенным именно Дюма? Думаю, дополнял то, чего нам не хватало: его персонажи самодостаточны. Мир им не таков - будут презирать мир, но не играть по навязанным правилам (тогда понималось именно так). А мы-таки чувствовали себя хронически униженно: почти взрослые, которым ещё два-три года жить на положении детей. Скорей бы из дома - покорять Париж Москву или Ленинград! Вот тогда, в 10 классе, и написала свою первую вариацию по ДЛС, длинную и серьёзную Восстановила справедливость. А вернулась к этому занятию в 50, открыв для себя форумы. Но почему теперь именно Дюма? Мир обжитой воображением, знакомый до последнего закоулка! И что ещё важнее - персонажи с характерами столь определёнными, что не только их поступки, но и реакции, и даже реплики легко предсказуемы. Только придумай им ситуацию - всё остальное они сделают сами! И разглядела, насколько изменилась сама: теперь мне было бы очень трудно написать о них что-то серьёзно-лирическое. Только короткие рассказы, почти анекдоты, которые и времени - то не отнимают. Обдумывать можно и в транспорте, печатаю быстро. Авторов хороших текстов "по мотивам" немного, но они есть. И очень рада, что познакомилась с ними на форуме "Штаб-квартира капитана Мордаунта".

Наталья: Под катом статья с бескрайних просторов, названная простенько: Фанфик - зло. Есть ли исключения? intelligent deathclaws more]Не люблю, когда безнаказанно издеваются над заведомо беззащитными. Автор фанфа намеренно – или просто по-другому не умеет – «опускает» героев до своего уровня. А уровень этот часто далек от высокого. Если бы он не был так далек, чел давно бы издавал собственные книги, а не кропал фанфики. Но так велик соблазн приписать любимому персонажу свои собственные грешки, свое видение мира, подкинуть ему в корзину для белья пару грязных трусов и радостно заявить потом о находке! Не менее силен и другой соблазн. Если это персонаж мужеска пола – либо отогреть его своим душевным теплом и дать понимание, коего его лишил бессердечный реальный автор – далее Р.А. (синдром Мери Сью – 1). Либо таки поддеть неуязвимого сердцееда на крючок (синдром Мери Сью – 2). Безответный персонаж не найдет автора фанфа и не даст ему по морде, каким бы раком и в какие бы неудобные ситуации автор фанфа его не ставил, какую бы сексуальную ориентацию ему не приписывал и с кем бы его, бедолагу, не скрещивал. А скрещивают авторы фанфиков персонажей друг с другом, как безумные селекционеры – кроликов. Больше половины фанфов построены на этой теме. Не подаст персонаж и в суд за оскорбление чести и достоинства. Ах, какой простор для измывательств! Особенно над персонажами, до которых, если говорить объективно, тебе как пешком до Альфа Центавры. Ну и вообще - гораздо привлекательнее побыть Мери Сью, чем пробовать поднять с дивана собственного мужа (ну или для начала обзавестись последним). Еще автору фанфика часто кажется, что герой «не того\не ту» полюбил. Понятное дело, если бы ему встретилась не такая бестолочь, а автор фанфа, герой сразу бы прозрел и понял, в чем (в ком) его счастье. Р.А. просто ничего не понимает в колбасных обрезках (отношениях). Ну ничего, щаз мы эту историческую несправедливость исправим – говорит себе автор фанфика и с энтузиазмом долбит по клавиатуре. Что греха таить, есть и мощнейший сексуальный подтекст в размножении фанфиков. Да, иногда они почкуются, но чаще всего размножаются половым путем. Персонаж – идеальный любовник. У него обычно не бывает прыщей на носу (а если Р.А. и пишет о них, то читать – это одно, а лицезреть реальный прыщ – совсем другое). Даже если у него немытые волосы, как у Северуса Снейпа, это не мешает персонажу оставаться непереносимым обаяшкой. В самом деле, мелкие недостатки, так раздражающие нас в реальных людях, персонажам всего лишь придают живости и непосредственности. Персонаж обычно не использует туалет по прямому назначению – в крайнем случае, он там прячет револьвер или, проваливаясь в унитаз, попадает в Министерство магии. Если персонаж голоден или в плохом настроении, он не выносит мозг сытому и веселому читателю, а как-то сам справляется со своими проблемами. В общем, во всех отношениях приятный и выгодный партнер мечты. Я против фанфиков? Как ни странно, в принципе – нет. Если фанф выдерживает психологические черты персонажа, логику его действий и поступков «по канону», если стиль господина графомана по стилю напоминает текст реального автора – результат бывает весьма недурен. Пробуйте писать, как знаменитые и, возможно, сами станете знаменитыми – аксиома. Больше фанфиков, хороших и разных? Ок, но ключевое слово – «хороших». Ответила так: Лучший фанфик - это "страница, выпавшая из книги". Пропущенный эпизод, который мог бы органично вписаться в ткань повествования. Иногда получается так здорово, что удивишься: а почему это не пришло в голову самому автору? Если "соавтор" находит, что автор был несправедлив к персонажу, и исправляет несправедливость - это тоже бывает интересно. Но не всегда - тут уж всё зависит от вкуса. Вот Александр Климай и Ихтиандра вылечил одним щелчком пальцев, и Онегина женил на Татьяне ... намерения наилучшие - а получилась многостраничная графомания. Бывает, что "соавтору" самому хочется пожить в мире чужого романа. Классическая игра - ролёвка, интересная, главным образом, самому "соавтору". Но вполне имеет право быть. А настоящий кошмар - это эротические фантазии с участием лит. персонажей. Вот уж где хочется заступиться за невинно оболганных... И всё это буйство фантазии в изобилии процветает на ресурсе под названием "Фикбук".



полная версия страницы